При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Из четырех предложенных химических элементов три можно объединить в одну группу (по их процентному содержанию в живых организмах). Укажите элемент, который не входит в эту группу:
Высокий уровень шума в микрорайоне города, расположенном вблизи аэропорта, является примером:
Родословная иллюстрирует наследование одного из заболеваний:
Стрекательные клетки медуз согласно эволюционной теории Ч. Дарвина развились в результате:
Репликацией называется:
Примером форических связей популяций в биоценозе является:
Из пяти аминокислот был синтезирован пептид. Какова молекулярная масса полученного пептида, если известно, что средняя молекулярная масса каждой из входящих в него аминокислот равна 130, а молекулярная масса воды — 18?
Выберите признаки, характерные для щитовника мужского:
а — корневая система стержневая
б — на нижней стороне вай располагаются спорангии, собранные в сорусы
в — транспорт продуктов фотосинтеза обеспечивает флоэма
г — заросток прикрепляется к субстрату при помощи ризоидов
д — гаметофит редуцирован до нескольких клеток и развивается за счет спорофита
На схеме строения цитоплазматической мембраны цифрой 5 обозначен(-ы):
Выберите отличительные признаки процессов ассимиляции (I) и диссимиляции (II), а также признаки, общие для процессов обоих типов (III):
а) продукты синтеза являются специфичными для организма;
б) энергия аккумулируется в виде макроэргических связей АТФ;
в) преобладают в молодых растущих организмах;
г) катализируются ферментами;
д) регулируются нервной системой.
Укажите признаки, характерные для полового (I) и бесполого (II) размножения:
а) увеличивается численность особей;
б) потомки несут признаки обоих родительских организмов;
в) обеспечивается способностью к регенерации;
г) в нем участвуют две специализированные клетки — гаметы;
д) может осуществляться при помощи вегетативных органов;
е) один из способов — почкование.
Несахарный диабет у человека развивается вследствие:
Даны элементы сердечно-сосудистой системы человека:
а — артерии шеи
б — левое предсердие
в — левый желудочек
г — полулунные клапаны
д — аорта
Установите последовательность движения крови по ним, начиная от левого предсердия:
Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге автономного рефлекса от тела чувствительного нейрона к рабочему органу, используя предложенные элементы:
а — посттанглионарное волокно
б — передний спинномозговой корешок
в — преганглионарное волокно
г — вегетативный узел периферической нервной системе
Лист дуба изображен на рисунке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:
1) тонкая кишка
2) толстая кишка
а) отличается большим диаметром и наличием типичных вздутий
б) открываются протоки двух крупных желез, одна из которых является железой смешанной секреции
в) является самым длинным отделом пищеварительного тракта
г) происходит всасывание воды, минеральных солей и некоторых синтезированных микрофлорой витаминов
д) эпителий образует много ворсинок, которые увеличивают площадь поверхности для всасывания питательных веществ
1) 1абгд; 2в;
2) 1бгд; 2ав;
3) 1бвд; 2аг;
4) 1ав; 2бгд.
Ответ:
Под плоидностью понимают количество одинаковых наборов хромосом в ядре клетки. Плоидность соматических клеток растения — 2. Укажите плоидность клетки синергиды, расположенной в зародышевом мешке на одном полюсе с яйцеклеткой.
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
Участок кодирующей цепи молекулы ДНК имеет следующую нуклеотидную последовательность:
ГГА AЦA ЦТТ ГГТ AAA TAЦ ЦЦЦ TAA
Определите длину (нм) первичной структуры закодированного пептида, если линейная длина одного аминокислотного остатка в полипептидной цепи в среднем составляет 0,35 нм.
Ответ:
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (знак «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «−» — отрицательные, «0» — нейтральные).
Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) осина и подберезовик
2) трутовые грибы и береза
3) паук и кожеед, питающийся остатками добычи паука
4) молодые сосны и березы в густом подросте смешанного леса
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например А2Б3В1Г4.
Ответ:
Установите соответствие.
Соцветие | Растение | ||||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Д | 1) сирень 2) рябина 3) ландыш 4) одуванчик |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б3B2Г4Д5.
Ответ:
Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:
Консументы второго порядка 9,3 · 103 кДж |
Консументы первого порядка |
Продуценты 1,5 · 105 кДж |
Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких лисиц (консументов второго порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одной лисицы сохраняется 300 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:
А) по каждую сторону от Панамского перешейка морские беспозвоночные представлены различными, хотя и близкородственными видами
Б) некоторые популяции лососей нерестятся не ежегодно, а через год, при этом в одно и тоже место на нерест в четный год приходит одна популяция, а в нечетный — другая
B) совместно существуют диплоидная, триплоидная и тетраплоидная расы земляники лесной, причем триплоиды по мощности развития вегетативной массы превосходят диплоиды и тетраплоиды
1) симпатрическое
2) аллопатрическое
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток тысячелистника, содержащих разное количество хромосом:
1)9; 2)17; 3)19; 4)27; 5)36; 6)16; 7)38; 8)54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида тысячелистника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
На рисунка представлены схемы пищеварительных систем позвоночных животных. Определите, каким животным они соответствуют:
1) бобр
2) сельдь
3) тетерев
4) лягушка
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: A4Б3B2Г1.
Ответ:
У удава окрас пятен на теле определяется двумя генами, один из которых локализован в аутосоме, а другой — в Z-хромосоме. Для появления коричневых пятен необходимо наличие доминантных аллелей обоих генов. Все остальные варианты генотипов приводят к развитию желтых пятен, в эксперименте скрестили чистые линии удавов: самку с коричневыми пятнами и рецессивного по обоим генам самца с желтыми пятнами. Затем гибриды скрестили между собой, при этом было получено 32 яйца. Рассчитайте, из скольких яиц вылупятся самки с желтыми пятнами, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Один виток двойной спирали ДНК содержит 10 пар нуклеотидов и имеет длину 3,4 нм. Определите количество адениловых нуклеотидов в участке двуцепочечной молекулы ДНК, если известно, что он имеет длину 5,1 нм и на этом участке насчитывается 36 водородных связей.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 48 потомков, среди которых 9 черных хохлатых цыплят, 3 — черных без хохла, 9 — белых хохлатых. Сколько пестрых хохлатых цыплят было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
Ознакомьтесь с графиком интенсивности метаболизма у некоторых животных в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях).
Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения у них интенсивности метаболизма (при одинаковых внешних условиях):
1) бобр канадский
2) зубр европейский
3) мышь домовая
4) медведь бурый
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 413... .
Ответ:
Укажите номера предложений текста, в которых допущены биологические ошибки:
(1)Мхи играют важную роль в регулировании водного режима экосистем, впитывая и удерживая большое количество воды. (2)Болота, на которых преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. (3)В жизненном цикле мхов доминирует половое поколение. (4)При этом гаметофит не способен существовать самостоятельно и питается за счет спорофита. (5)Для оплодотворения необходимо наличие воды. (6)Из зиготы вначале образуется протонема, а из нее развиваются одноклеточные органы полового размножения.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 14.
Ответ:
Установите соответствие:
A) увеличение надоев молока у коров при изменении качества корма
Б) рождение ребенка с синдромом Кляйнфельтера у здоровых родителей
B) повышение густоты шерсти у овец при понижении температуры окружающей среды
Г) появление мух с черным телом при скрещивании дрозофил, имеющих серый цвет тела
Д) появление цветков различной окраски у примулы в зависимости от температуры окружающей среды
1) генотипическая
2) модификационная
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2.
Ответ:
Определите элементы живого организма по описаниям:
А) макроэлемент; входит в состав утлеводов, нуклеиновых кислот
Б) микроэлемент; входит в состав инсулина; участвует в синтезе гормонов растений
В) микроэлемент; входит в состав гемоглобина и миоглобина; участвует в клеточном дыхании
1) сера
2) цинк
3) железо
4) водород
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:А5Б5ВЗ.
Ответ:
Укажите, из клеток какого зародышевого листка развиваются приведенные органы и ткани позвоночных животных:
A) семенник
Б) мочеточник
B) эпителий желудка
1) энтодерма
2) эктодерма
3) мезодерма
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:А5Б5ВЗ.
Ответ:
В процессе клеточного дыхания произошло полное расщепление глюкозы и образовалось 152 моля АТФ. Рассчитайте, сколько молей углекислого газа при этом образовалось в результате этапа дыхания, протекающего в митохондриях.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его кровеносной системы:
Животное | Схема строения кровеносной системы | |||
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |
A) осётр Б) выдра B) сардина Г) дельфин Д) черпаха |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А4Б4ВЗГ2Д2.
Ответ:
Укажите растения, имеющие сочный многосемянный плод с довольно плотным, твердым наружным слоем околоплодника:
1) арбуз;
2) горох;
3) вишня;
4) огурец;
5) лещина;
6) тюльпан.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Укажите недостающее звено в последовательности, определяющей систематическое положение осьминога обыкновенного:
царство Животные → тип ... → класс Головоногие.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к их формированию:
A) при виде пищи усиливается слюноотделение
Б) из-за испуга сужаются кровеносные сосуды кожи лица
B) во время фазы быстрого сна ускоряется обмен веществ
Г) при резком повышении температуры окружающей среды активируется секреция пота
Д) во время отдыха после интенсивной физической нагрузки ритм сердечных сокращений замедляется
1) симпатический
2) парасимпатический
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2Д1.
Ответ: